Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼
МАДОУ Детский сад №19

Мастер-класс

 Мнемотехника – как средство мотивации речевой активности детей

Ход мастер – класса.

Цель:

 ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации

Задачи:

- дать понятие мнемотехники

- познакомить с ее особенностями, активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий (мнемотехники) в процессе развития речи у детей

- популяризация инновационных технологий

- раскрыть актуальность

Актуальность:

речь является одной из главных потребностей и функций человека, развитие связной речи у детей дошкольников – одна из важнейших задач педагогов. Научиться использованию новых технологий, облегчающих решение этих задач , на данном этапе очень актуально

Оформление:

- презентация по теме мастер-класса, музыкальное сопровождение.

Оборудование:

3 стола, материал для практической работы (карточки , пустые таблицы, фломастеры), мольберт.

Ход мастер - класса

  1. Вступительная часть.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Панкова Татьяна Владимировна.

Сегодня не обычный день, а торжественный, волнительный и праздничный. Сегодня праздник – День св. Валентина.

В праздник верности, любви

Поздравления примите

Мира Вам, тепла

Счастья, нежности, добра!

 

Разрешите подарить Вам символ этого праздника.

Какие впечатления вызывает у Вас этот праздник?

(счастье, радость, любовь).

С помощью какого символа можно ещё изобразить счастье, радость, любовь?! (смайлы)

 

Дети чаще всего изображают эти эмоции с помощью солнышка, смайлика.

А вы, обращаете внимание, какие символы и знаки,  окружаю нас в повседневной жизни? 

Они нам помогают  ориентироваться в пространстве, запоминать информацию, также мы используем их  в интернет – общении.

 

 

 

 

 

 

Данный прием  позволил привлечь  внимание педагогов к теме мастер класса, настроить на плодотворную работу

 

 

 

Раздать сердечки

Уважаемые коллеги , внимание на экран. Предлагаю Вам небольшое задание. Вам необходимо прочитать пословицу, но она зашифрована в вид  символов

 
   

 

 

 

 


Пословица «Речь вести не лапти плести».

 

Действительно, что бы сформировать у ребенка богатую, насыщенную, грамотную речь необходимо приложит много стараний.

 

 

Данный прием позволяет ввести педагогов  в тему мастер-класса

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

С какими проблемами речи детей  вам приходилось сталкиваться в своей работе? (работа с залом) 

Существующие проблемы речи современных детей:

 

 

 

Обратить внимание на актуальность выбранной темы.

 

Общение с залом.

- речь детей односложная, состоящая лишь из простых предложений, не достаточно обобщенна прилагательными, метафорами, оборотами

- не всегда могут обосновать свой ответ,

- не умеют  грамотно выстраивают предложения,

- в  речи преобладают слова действия – глаголы.

В своей работе с детьми я использую символы, обозначения, таблицы при формировании  экологической культуры (проведение опытов и экспериментов),  в развитии математических представлений (работа с блоками Дьенеша, закрепление состава числа, ориентировка на листе бумаги), но особенно активно применяю их для развития речи детей

 

 

Хочу поделиться с вами, приёмами мотивации речевой активности детей по средствам  мнемотехники, которые  я пользую  в своей работе.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника помогает развить:

  • Связную речь

• Воображение

• Зрительное и слуховое внимание

• Словарный запас

• Зрительную и слуховую память

• Ассоциативное мышление.

 

Основное понятие мнемотехники.

 

Мнемотехника как эффективный способ развития памяти, мышления, воображения и речи дошкольников.

 

  1. Основная часть.

 

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному.

  Первоначально нужно научить детей использовать картинки в качестве опоры для запоминания отдельных слов путем соотнесения каждого слова с рисунком, наиболее подходящим по смыслу.

Вы оказались в школе разведчиков.

А кто такие разведчики?

Какими качествами должен обладать разведчик?

Разведчик должен обладать хорошей памятью, чтоб запомнить большой объем важной информации.

Вот и мы с вами будем развивать внимание, память и нашу речь.

Разведчики шифрую важную  информацию в виде рисунков.

Итак, первое задание.

Вам необходимо запомнить 10 слов,

Я называю слова, а вам необходимо выбрать картинку, которая поможет это слово запомнить. Слова: лес, пляж, ваза, вкусно, страшно, весело, горячий, солёный, кислый, море, привет, золото.

Повторите все слова (1-2) 

Участники повторяют все слова по картинкам. Задать вопрос: Почему, ты Маша выбрала к слову лес  эту картинку (показ) (2-3 вопроса)

Молодцы.

После того как дети хорошо владеют этой игрой, немного усложняю ход игры.

Называю слово, а дети самостоятельно зарисовывают символ.

 

Одна из игр позволяет расширять словарный запас детей.

Подбор слов к картинке ветер.

Разведчику надо точно передать информацию. Для этого он должен точно подбирать определения состояния погоды, природы, настроения …  Поиграем в игру «Подбери как можно больше слов?»

Разделитесь на пары. Прежде чем мы начнём игру, предлагаю отгадать загадку, которая зашифрована в таблице.

Ветер какой? ветер может быть теплым и холодным, сильный, слабый, тихий, ласковый, освежающий, неприятный, быстрый, незаметный).

 К каждому признаку я выставляю значок – символ. Если его нет в моей картотеке, то мы с детьми его зарисовываем.

Эту же игру можно продолжить со словами, которые обозначают действия, которые также соотносим с картинками.

Что умеет делать ветер?

Ветер может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, унести шапку, налететь, освежить, закружить, развевать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки, гнать волны, свистеть и т.д.

 

 

 

 

Основы работы с данной технологией

 

 

 

 

 

 

 

Предварительная работа с участниками мастер – класс по овладению приёмом мнемотехники (кодировка отдельных слов, понятий; часто встречающиеся символы).

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический совет, рекомендация

 

 

 

 

 

 

 

Примеры использования мнемотехники на практике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможные вариианты

Схема  для заучивания стихотворения

Некоторые документы разведчики заучивают наизусть.

Послушайте внимательно стихотворение, закройте глаза и представите, его.

 

Масленица, Масленица,

Дай блинком полакомиться.

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придёт!

 

( После прочтения разбираем с детьми беседу по содержанию, обсужаем незнакомые слова. После того, как смысл стихотворения детям понятен, я предлагаю его закодировать. Дети предлагают варианты, я или зарисовываю его или беру готовый из картотеки. И составляем ассоциативный ряд).

Ну, что, мои разведчики, Вам  3 задание.

Я буду читать каждую строчку отдельно, а вы будете называть картинки, которые помогут вам ее запомнить.

Предлагаю, самостоятельно прочитать стихотворение по мнемодорожке.

 

 

 

Практическое задание для воспитателей (создание мнемотаблиц к предложенныму стихотворению).

 

. Часто  в штаб разведки приходят  зашифрованные послания в виде картинок. По ним надо догадаться,  что же произошло в далекой стране. Вот и у нас есть послание из далёкой страны в виде Цветика –Семицветика. Пожалуйста, пройдите к мольберту. Возьмите каждый по лепестку. Здесь действовать надо всем сообща. Каждый из вас может составить только одно предложение, но так, чтобы другой мог продолжить рассказ. Я начну, а вы продолжите.

Для того чтобы дети составляли более полные предложения предлагаю им таблицы, чтобы им было легче составить предложение, в которой есть обозначение предмета, признака, действия. Символы в таблице дети могут самостоятельно менять или дополнять.

 

  Рефлексия

Ну, что, дорогие мои разведчики, вы справились со всеми заданиями, а теперь экзамен в школе разведчиков.

Для выполнения этого задания вам необходимо разделиться на две команды. У Вас на столах лежат карточки с текстом стихотворения  и таблицы, карандаши. Прочитайте стихотворение и попробуйте закодировать его так, чтобы его можно было отгадать.

В группе предлагаю закодировать детям уже знакомые стихи, которые они знают.

Использование участниками мастер – класса метода мнемотехники при разучивании стихотворений детьми (методика «Запоминаем стихи, рисуя»).

 

Вывод :

Пока наши разведчики трудятся хотела бы обратиться к залу.

 Применяя данную методику с детьми я заметила, что речь детей стала более насыщенной, дети легко запоминают стихотворения, нет трудностей при составлении описательного рассказа, по серии сюжетных картинок и придумыванию творческого продолжения сказки или рассказа. В книжном уголке сформировалась небольшая коллекция закодированных стихов, которые мы с детьми изготавливаем вместе или дети изготавливают самостоятельно. Это занятие их очень увлекает. Надеюсь, представленные приёмы помогут Вам в вашей работе.

Подведение итогов побудило педагогов  к размышлению об  эффективности применения данного метода.

Работа с залом.

 

Уважаемые разведчики, прошу выйти к гостям и продемонстрировать, что у вас получилось. А гостям и членам жюри предлагаем отгадать какое стихотворение зашифровала каждая из команд.

Уважаемые участники мастер – класса и коллеги в зале предлагаю на мнемосердечках  выразить свое настроение, полученное на моем мастер – классе.

Спасибо всем. Мне было очень легко и интересно с вами проводить мастер класс.

Благодарю жюри и гостей за внимание.

Прием рефлексии побудил участников выразить свои впечатления  о проведенном мастер классе.

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка

Министерство образования и науки


Госуслуги


Федеральный институт развития образования


Официальный интернет-портал
правовой информации


Электронная запись в детский сад


Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями


Официальный сайт для размещения информации о торгах


Реализация Федерального закона Об образовании в Российской Федерации


Сайт ГАУ ДПО СОИРО


Сайт Балаковской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ


Администрация Балаковского муниципального района


Комитет образования администрации Балаковского муниципального района


МАДОУ
детский сад №19 "Светлячок"

тел. (8453) 35-82-12
ул. Чапаева, 118а
Смотреть на карте